0-9
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Рыбников Николай

1 pieces
315
Donate
Favorite
Notes
Albums
By popularity
By popularity
Alphabetically
Никола́й Никола́евич Ры́бников (13 декабря 1930, Борисоглебск, Воронежская область — 22 октября 1990, Москва) — советский актёр, народный артист РСФСР (1981).

Николай Николаевич Рыбников родился 13 декабря 1930 года в Борисоглебске Воронежской области. Отец, Николай Николаевич Рыбников (1903—1944), до войны работал актёром в Борисоглебском драматическом театре. Мать, Клавдия Александровна, была домохозяйкой. После ухода в 1942 году мужа добровольцем на фронт мать с двумя сыновьями — Николаем и Вячеславом — из Борисоглебска перебралась к своей сестре, проживавшей в Сталинграде, куда вскоре тоже пришла война и откуда тоже пришлось бежать. В 1944 году, когда Николай Рыбников окончил восьмой класс, отец, пройдя почти трёхлетний путь по дорогам войны, погиб, следом за ним умерла и мама, дети остались сиротами.

Актриса Инна Макарова рассказывала, что на съёмках фильма «Высота» Николай Рыбников поделился с ней своими воспоминаниями:
Во время панического бегства гражданского населения из разбомблённого немцами Сталинграда все перебирались через реку на всём, на чём было возможно плыть. Весь город горел сплошной стеной. В городе заживо сгорели тысячи людей. И вся Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти. И Николай, в свои 11 лет, чудом перебрался на другой берег. Он не умел плавать и пришлось цепляться за плывущие на тот берег лодки, а люди в лодках били его по рукам, спасаясь сами. И вот всё пережитое им и все детские впечатления от кружащей вокруг смерти (немцы бомбили переправляющихся гражданских людей) и радость спасения вложили в него какой-то неведомой силы заряд духовного свойства, который никогда не перестаёт и только всегда его радует. И любовь к жизни всегда распирает его!.. Наверное, за это мы любим его песни, его фильмы. И наша радость поэтому тоже никогда не иссякнет.

После войны Николай возвратился в Сталинград, учился в школе № 5 (бывшей мужской гимназии), где на подмостках школьной сцены впервые проявил актёрские способности. В годы юности пробовал себя на поприще актёра во вспомогательном составе Сталинградского драматического театра. После школы поступил в Сталинградский медицинский институт, но 1948 году решил стать артистом — поехал в Москву и поступил во ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), который окончил в 1953 году.

С 1953 года — актёр Театра-студии киноактёра.

В воспоминаниях его педагога, Тамары Макаровой, Рыбников остался человеком большого темперамента, которому по плечу были и Шекспир, и Шиллер, а ему всё предлагали играть, как говорил в конце жизни сам актёр, бригадиров. Творческий диапазон его был необъятен. Как вспоминают сокурсники, ему удавались Жюльен Сорель и Хлестаков, Макар Нагульнов и пушкинский Дон Жуан, изъясняющийся только по-французски Бенкендорф.

Московский период актёра, женитьба на Алле Ларионовой, их любовь и круг общения на уровне мировых знаменитостей хорошо описаны во многих изданиях.

Рыбников умел мастерски имитировать чужие голоса и вместе с друзьями часто устраивал розыгрыши. Так, однажды любовь к розыгрышам чуть не стоила ему карьеры артиста. Об этой истории рассказал впоследствии в своём фильме «Какая чудная игра» (1995) Пётр Тодоровский. В апреле 1951 года Николай, прячась в шкафу, зачитал голосом Юрия Левитана правительственное постановление о снижении розничных цен. Согласно этому постановлению, с 1 апреля цены на продовольствие снижались в 5 раз, на винно-водочные изделия в 7 раз, а соль и спички должны были отпускать бесплатно. Сообщение студенты встретили громом аплодисментов и криками: «Да здравствует товарищ Сталин!» и «Слава советскому правительству!» Обман вскоре раскрылся, и Рыбникова отчислили из ВГИКа, но вскоре восстановили.

Дебют в кино — крошечный эпизод на свадьбе в фильме «Сельский врач» (1951), далее — прошедший почти незамеченным фильм «Команда с нашей улицы» (1953), роль Дроздова. По-настоящему его актёрский талант раскрылся у режиссёров А. А. Алова и В. Н. Наумова в картине «Тревожная молодость» (1954): Рыбников в роли Котьки Григоренко был удивительно сдержан, немногословен, скуп на эмоции и его работу отметили критики.

В следующей своей роли (в фильме М. А. Швейцера «Чужая родня») он сумел создать абсолютно противоположный образ. Его утверждение на эту роль было трудным, в длинном списке кандидатов на роль сельского механизатора Фёдора фамилия актёра Рыбникова была самой последней.

Слава пришла к артисту после фильма «Весна на Заречной улице» (1956), поставленного Ф. Е. Миронером и М. М. Хуциевым. Герой Рыбникова — Саша Савченко — обыкновенный парень, по профессии сталевар, по должности — бригадир, по социальной прописке — исконный житель рабочих окраин. Режиссёр картины М. Хуциев вспоминает, что на главную роль они искали совсем другого исполнителя, но всё же роль досталась Рыбникову. М. Хуциев писал: «Он способен думать о роли всё время и каждый день приносить новые решения. Он всё время носит в себе образ, над которым трудится. Он не стесняется трудиться».

В фильме «Высота» (1957) режиссёра А. Г. Зархи счастье Николая — в сооружении огромной домны, он — хозяин жизни. Таким и видит его задиристая, колючая Катя (И. В. Макарова) и влюбляется в него безоглядно. Актриса вспоминала один из эпизодов фильма, когда Рыбников, как и положено по роли, лихо спускается на руках по железному тросу. В этот момент актриса слышит: «Второй дубль!» — и видит окровавленные ладони Рыбникова, который не успел на первый дубль надеть рукавицы.

В 1958 году Николай Рыбников снялся в картине Э. А. Рязанова «Девушка без адреса», и хотя публика хорошо приняла фильм (он занял в прокате второе место), критика сочла его не слишком удачным. Тем не менее, в 1961 году актёр согласился сниматься в комедии, когда режиссёр Ю. С. Чулюкин пригласил его на главную роль лесоруба Ильи Ковригина в фильме «Девчата». Эта картина имела огромный зрительский успех. Н. В. Румянцева вспоминала:
Профессионалом он был потрясающим. Фильм снимали на Северном Урале. Мороз — за 45 градусов. Просыпаешься ночью — всё в инее. Потом по этому морозу долго едем в розвальнях на делянку, где снимали многие фрагменты фильма. Операторы держат камеры под полушубками, иначе моторы отказывают. Ждём, когда в термосах привезут обед. Разливаю его в миски, а он тут же превращается в лёд. И вот предлагаю испробовать этот «суп» Илье (Николаю). Он кладет ложку в рот… а вынуть не может. Отогрел, вытащил её с куском кожи. Потекла кровь. «Ну, — говорим, — всё». Видим же — распухает щека. А Коля: «Нет. Будем снимать». И опять суёт ложку в свой больной рот. Сняли! А он потом так тихонечко в сторону отворачивается и… лужица крови. Представляю, какую адскую боль он испытывал… У него был узкий круг знакомых. Он не очень подпускал к себе, не любил, когда, знаете: «О, Рыбников! Коля!» Нет. Он был очень сдержан.

В дальнейшем Рыбникова много снимали, на его счету такие фильмы, как «Им покоряется небо», «Война и мир», где он исполнил роль Василия Денисова, «Освобождение», «Хоккеисты». Большой успех выпал на долю картины «Седьмое небо» (1971), в которой Николай Рыбников снялся со своей женой А. Д. Ларионовой.

В конце 1970-х и в 1980-х годах актёра приглашали сниматься всё реже и по большей части в эпизодических ролях. Наиболее яркая роль Рыбникова этого периода — пенсионер-склочник Кондратий Петрович в ленте «Выйти замуж за капитана» (1985).

Рыбников умер от сердечного приступа 22 октября 1990 года на 60-м году жизни в Москве. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок № 2).