0-9
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

Placido Domingo

1 pieces
175
Donate
Favorite
Notes
Albums
By popularity
By popularity
Alphabetically
Пласидо Доминго родился в январе 1941 года в квартале Ретиро в Мадриде, Испания.

Родители — Пласидо Доминго старший и Пепита Эмбиль (басконка по национальности) — были звёздами сарсуэлы, испанского музыкально-драматического жанра. Впервые Пласидо связал себя узами брака в 1957 году c мексиканской пианисткой Аной Марией Геррой, вскоре родился сын Хосе. В 1962 году Пласидо Доминго женился на мексиканской певице Марте Орнелас (сопрано), с которой познакомился во время учёбы в консерватории в Мехико. У них родились два сына — Пласидо младший (род. 1965 год) и Альваро Маурицио (род. 1968).

Начало карьеры в Мексике
В 1949 году в возрасте восьми лет Пласидо вместе с семьёй переехал в Мексику, где его родители основали собственную театральную труппу. На 13 лет столица Мексики стала его родным домом. В Мехико Пласидо учился музыке в национальной консерватории, куда был принят в возрасте 14 лет, участвовал в бэк-вокале «Los Black Jeans» и в музыкальной группе под руководством Сезара Косты (1958 год). Доминго изучал также дирижирование и фортепиано.

В 16-летнем возрасте Пласидо дебютировал в труппе своих родителей как певец, его первой ролью стал Борса в опере «Риголетто», затем он исполнил более значительную партию капеллана в мексиканской премьере оперы Пуленка «Диалоги кармелиток».

Рано став отцом, в молодости Пласидо брался за любую музыкальную работу. Пел в мюзиклах, играл на фортепиано для гастролирующей балетной труппы, подрабатывал тапёром в барах, исполнял небольшие драматические роли в телевизионных постановках по произведениям Пиранделло, Гарсиа Лорки и Чехова, попутно сочиняя фоновую музыку для спектаклей. Организовал собственную музыкальную программу на новой культурной радиостанции в Мехико, обучал хор для сарсуэлы и мюзиклов, где впервые встал за дирижёрский пульт; аккомпанировал матери на пианино во время её сольных выступлений, исполнял в театральной труппе отца небольшие роли как баритон, продюсировал американскую популярную музыку для мексиканских звукозаписывающих компаний и для себя самого. Всё это дало Пласидо неоценимый жизненный и профессиональный опыт.

В первой мексиканской постановке «Моя прекрасная леди» сыграл роль второго плана в 185 спектаклях, 170 раз выходил на сцену в постановке «Весёлая вдова».

На большой сцене

Его дебют на большой сцене состоялся 23 сентября 1959 года в партии Борсы в опере «Риголетто» в Palacio de Bellas Artes Мехико. В этом же году распадается первый юношеский брак певца. Некоторое время он исполнял второстепенные роли в операх «Диалоги кармелиток», «Тоска», «Турандот» и др. Первая главная роль — Альфредо в «Травиате» в театре Монтеррея была исполнена 19 мая 1961 года.

В ноябре 1961 года Доминго дебютирует в США. Его первой площадкой становится ближайший к Мексике Даллас, где артист исполнил роль Артуро в «Лючии ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Начало 1962 года ознаменовано знакомством в консерватории с певицей-сопрано Мартой Орнелас, на которой 21-летний Пласидо вскоре женится. Супруги переезжают в Тель-Авив, где в течение трёх сезонов выступают на сцене Еврейской национальной оперы. За это время Доминго исполнил 12 партий в 280 спектаклях. Биографы отмечают, что в этот период Марта и их общий друг Франко Иглесиас помогают Пласидо преодолеть небольшие технические проблемы в пении. В 1965 году чета покидает Израиль, Марта завершает свою карьеру певицы и полностью посвящает себя семье и карьере мужа. В этом же году родился сын Пласидо-младший, а спустя три года, в 1968-м, сын Алваро. Спустя много лет Марта Орнелас смогла вернуться к творческой деятельности уже в качестве оперного режиссёра.

Через полгода после возвращения из Израиля Доминго впервые появляется в Нью-Йорке, исполнив роль Альберто в мировой премьере «Дона Родриго» Хинастеры, которой New York City Opera открыла новый Линкольн-центр в Нью-Йоркском государственном театре. После этого успеха на артиста обрушивается град приглашений, для него открываются сцены лучших оперных театров. В 1967 году Пласидо уже как именитый профессионал открывает для себя Европу, где прошло его детство: он дебютирует на сцене Гамбургской государственной оперы в спектакле «Тоска», в Венской государственной опере в «Дон Карло».

1968 год начинает новый этап в жизни тенора: Доминго дебютирует на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке, тогда он спел партию Маурицио в опере «Адриана Лекуврёр». Следующие четыре десятилетия без Пласидо здесь не обходится ни один сезон.

В 1969 году Доминго уже разрывается между Европой и Америкой, тенор поёт в опере «Турандот» на сцене Вероны, в опере «Эрнани» в миланском театре La Scala, для участия в «Богеме» прилетает в Сан-Франциско. В 1970 году солирует в спектакле «Джоконда» в Мадриде, в «Торжественной мессе» Бетховена на Эдинбургском фестивале. В октябре 1970 года впервые выступил в «Бале-маскараде» Верди в дуэте с испанской певицей Монтсеррат Кабалье, этот дуэт потом стал одним из самых популярных в мире.

1971 год отмечен его участием в Лондонской королевской опере Ковент Гарден («Тоска»), 1972 год — в Баварской государственной опере в Мюнхене («Богема»), 1973 год — в Парижской опере («Трубадур»). В сезоне 1973/1974 в опере «Травиата» в Нью-Йорк Сити дебютировал как дирижёр. В 1975 году пел на Зальцбургском фестивале («Дон Карло»). В 1992 году Доминго впервые выступил на Байрейтском фестивале в опере «Парсифаль».

В 2003 году в Лос-Анджелесе певец исполнил роль Распутина в мировой премьере оперы «Николай и Александра», написанную Джеем Ризом на исторический сюжет из жизни семьи последнего русского царя. В июле 2004 года Доминго пел в опере «Гойя», написанной специально для него Ж. К. Менотти и впервые исполненной тенором ещё в 1986 году в Вашингтоне. В 2005 году Доминго блистал в опере «Сирано де Бержерак» в Метрополитен-опера. Первого императора Китая певец сыграл в 2006 году в премьерной постановке одноимённой оперы китайского композитора Тан Дуна. Широко популярные оперы «Тоска», «Богема» и «Кармен» известны тем, что Доминго в них много десятков раз и солировал, и дирижировал. Необычное событие в жизни Пласидо произошло в июле 2003 года в Лондоне: в дневном представлении оперы «Паяцы» Леонкавалло Доминго солировал, а в вечернем представлении той же оперы — дирижировал.

При всём многообразии разноплановых партий у артиста не было ни любимой оперной роли, ни любимой оперной сцены, отмечают музыковеды. Однако подмечено, что в Метрополитен-опере Доминго выступал чаще, чем на других ведущих площадках мировой оперной сцены. 21 раз тенор открывал сезоны в Метрополитен-опере, ещё в 1999 году побив рекордное достижение Карузо.

С 1968 по 2009 год Пласидо Доминго 42 сезона кряду выступал на сцене Метрополитен-опера. Ежегодный график тенора включал 60-70 выступлений в качестве исполнителя и ещё несколько десятков представлений в качестве дирижёра. На правах руководителя оперных театров Лос-Анджелеса и Вашингтона каждый сезон Доминго включал в репертуар не только произведения Моцарта, Верди и Пуччини, но и оперы американских композиторов.

В 1992 году был художественным руководителем Всемирной выставки в Севилье.

24 августа 2008 года на церемонии закрытия Олимпийских игр в Пекине Доминго исполнил песню на китайском языке с певицей Сун Цзуин.

В 2012 году 71-летний тенор участвовал более чем в 80 представлениях, включая пение и дирижирование, — в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Валенсии, Монте-Карло, Мадриде, Берлине, Лиссабоне, Шанхае, Вероне, Лондоне, Киеве, Сантьяго (Чили), Мехико, Цюрихе, Зальцбурге, Новом Орлеане, Севилье, Вене, Бахрейне, Стокгольме, Мальмё, Праге и Акапулько.

14 января 2016 года сольный концерт Доминго состоялся в большом концертном зале Крокус сити холл в Москве.

21 октября 2021 года во время международного конкурса «Опералия» он записал масштабный видеоролик с участием российского историка и тенора Евгения Понасенкова.